Многие учителя задавали себе следующие вопросы:
Как умело организовать работу на уроке так, чтобы всем учащимся было интересно? Как создать ситуацию успеха для каждого? Как сделать, чтобы работали не только «сильные» ученики, но и «слабые»? Как научить детей общаться друг с другом?
Я для себя нашла ответ на эти вопросы – надо на уроках чаще использовать работу в парах как постоянного, так и сменного состава.
Парная работа позволяет:
- плодотворно развивать самостоятельность обучающихся;
- формировать потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию, т. е. формировать коммуникативную компетентность;
- развивать логическое мышление учащихся;
- развивать все виды памяти;
- на уроках обеспечивать высокую интенсивность обучения;
- учащимся чувствовать себя уверенно, т. е.формировать компетентность в решении проблем;
- каждому ученику чувствовать себя раскованно, свободно, потому что каждый продвигается в собственном темпе;
- формировать такие человеческие достоинства как дружелюбие, вежливость, уважение, умение сотрудничать.
Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах- это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.
Общие правила организации парной работы:
Необходимо разобрать с детьми:
- как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра
- как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать,
- как соглашаться, как возражать
- когда споры необходимы, когда не допустимы
- как помогать, как просить о помощи
- разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен
- детей соединять в пары, учитывая следующее:
-самому “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер
-развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный
-опасно объединять двух озорников или спокойных
- при оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость.
Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества)
При организации парной работы надо помнить следующее:
- Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
- 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
- Не требовать абсолютной тишины. В классе должен быть «рабочий» шум.
- Не наказывать лишением работы в паре.
Работу в парах можно вводить уже с 1-го класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться.
Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения:
1. При разговоре смотри на собеседника.
2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
3. Называй товарища по имени.
4. Внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно:
- ответ
- ход решения задачи
- правильность и красоту письма
- домашнее задание и т.д .
Следующий этап – научить тренироваться в парах :
- таблица сложения
- устный счёт
- выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой.
Далее идёт обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чём я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.).Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.
При работе в парах младшие школьники приучаются:
- внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя)
- постоянно готовиться к ответу (для ребёнка важно, чтобы его спросили)
- учиться говорить, отвечать, доказывать.
Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут.